rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

В Москве открыли памятник Чынгызу Айтматову

В столице России установили памятник всемирно известному кыргызскому писателю Чынгызу Айтматову, который расположился в Даниловском районе Москвы в именном сквере писателя.

«Бесполезных» иностранцев будут лишать гражданства КР?

Депутат Жогорку Кенеша предлагает лишить кыргызского гражданства «бесполезных» иностранцев. Несмотря на то, что общественность назвала инициативу абсурдной, эксперты уверены, что определенное рациональное зерно в ней все-таки есть.

Президент Кыргызстана подвел итоги года

Глава государства провел пресс-конференцию по итогам года. На посту президента Сооронбай Жээнбеков встретился с журналистами в таком формате впервые.

Миграция

Рынок труда в Кыргызстане должен быть защищен от нелегалов

migranty8

В сфере миграционной политики в КР сложилась критическая ситуация

Официально на 2014 год Правительством КР установлены квоты на привлечение трудовых мигрантов из других стран в количестве 12 тыс. 990 постановлением от 25.12.2013 г. №704. Министерством труда, миграции и молодежи предоставлены функции перераспределения квот в секторах экономики. Больше всех требуется Бишкеку – 5 120 человек, из них только сфере услуг, торговле, общественному питанию и иной экономической деятельности выделено 2 540, сельскому и лесному хозяйству, промышленности и строительству, а также перерабатывающей промышленности по Чуйской области выдаются квоты на 720 человек. В 2013 году было выделено чуть меньше квот. Как показывает практика, за последние несколько лет наблюдается тенденция роста выделяемых квот приезжающим из-за рубежа трудовым мигрантам. Несколько лет назад квоты не превышали 10 000 человек, это официально.

Никто из официальных лиц не может точно ответить на вопрос, какое количество иностранных трудовых ресурсов на самом деле находится в нашей республике. Однако известно одно – что их в несколько раз больше, чем говорится в официальной статистике. На основе мониторинга общественных объединений республики, деятельности крупных промышленных объектов (Чуйской, Ошской, Джалал-Абадской областях, также в городах Бишкек и Ош), куда для работы привлекаются иностранцы, в частности граждане КНР, выявили массу нарушений миграционного законодательства. Во многих промышленных и иных объектах количество граждан КНР больше, чем граждан КР. Например. «Джунда» в г. Кара-Балта, в г. Токмок «Токмок – ДНПЗ», «Бозумчак», строительная компания «NFC», подрядчик Казахмыса, Ала-Букинский р-н., пгт. Орловка, Кеминский р-н. и т.д. На данных объектах количество иностранных граждан доминирует над количеством гражданам КР, кроме того, там же выявляется разница в оплате труда, иностранные трудовые мигранты в 2 и более раза выше получают заработные платы. Такое положение работодатели (иностранные или отечественные) объясняют тем, что кыргызстанцы не соответствуют квалификационным требованиям

Миграционная ситуация в Кыргызстане осложняется еще тем, что среди действующих юридических и физических лиц, занятых привлечением иностранных трудовых ресурсов на отечественный рынок труда, некоторые идут на сговор с сотрудниками профильных ведомств. Уже не секрет, что иностранные граждане через «своих» посредников, которые занимаются юридической и иной поддержкой, ускоряют процесс легализации путем подачи взяток.

Лоббисты и чиновники различного уровня оказывают аналогичную поддержку иностранным гражданам, которые решают вопросы также через сотрудников министерства труда, миграции и молодежи. Кроме того, существует нелицеприятная практика среди иностранных граждан формального оформления на одни объекты, а фактической деятельности на других. Необходимо отметить еще то, что в последнее время на бытовом уровне между иностранными работниками и местным населением увеличилось напряжение, которое в перспективе может привести к конфликтным ситуациям. Министерство труда, миграции и молодежи занимается попустительством в плане определения и реализации миграционной политики в КР.

Кроме того, практика показывает, что наплевательское отношение к миграционному законодательству исходит не только со стороны их нарушителей, но также со стороны представителей властей. Нередко уполномоченные представители властей уговаривают иностранных трудовых мигрантов из Китая подчиниться их «требованиям». В процессе выявления и определения нарушителей миграционного законодательства часто появляются «адвокаты» нарушителей, поступают звонки «сверху», таким образом, на рядовых исполнителей оказывается систематическое давление от вышестоящих людей. Более того, мы нередко наблюдали со стороны иностранных мигрантов в ответ на законные требования крайне агрессивную реакцию и поведение, которое заканчивалось конфликтными ситуациями.

Вышеприведенные примеры указывают на системной кризис в сфере миграции, который требует к себе внимания, комплексного решения сложившейся сложной ситуации на отечественном рынке труда и выработки механизмов защиты рынка труда. Мы не раз официально обращались к профильным органам с предложениями, но, к сожалению, они не были рассмотрены.

Наше предложение заключается в пересмотре отдельных статей в Законе Кыргызской Республики о внешней трудовой миграции от 13 января 2006 года N 4.

Статья 2. данного закона, Государственная политика КР в области внешней трудовой миграции в пунктах: регулирование процессов внешней трудовой миграции; удовлетворение потребности рынка труда КР в необходимой рабочей силе, формирование его рациональной и сбалансированной структуры в целях повышения эффективности экономики; обеспечение приоритетного права граждан КР на занятие вакантных рабочих мест на национальном рынке труда; предупреждение и предотвращение нелегальной внешней трудовой миграции – не соблюдается.

Статья 3. данного закона, Сфера применения настоящего Закона, в пункте – г) командированным работникам, направляемым иностранными юридическими лицами в рамках реализации на территории КР заключенных соглашений (договоров) для проведения монтажа (шеф-монтажа), ремонта поставляемого ими технологического оборудования – вызывает сомнения, т.к. именно этим пунктом в большинстве случаев злоупотребляют. К примеру, в том же «Токмок-ДНПЗ» и на других крупных объектах, по неподтвержденной информации, выдаются многим гражданам КНР разрешения на работу с отметкой «монтаж и шеф-монтаж», хотя не все получившие разрешение на работу «монтаж и шеф-монтаж» именно этим занимаются.

Статья 7. данного закона, Квоты для трудящихся-мигрантов, в пункте – Квота на привлечение и использование иностранной рабочей силы в КР ежегодно, за четыре месяца до начала каждого календарного года, с учетом государственных интересов и ситуации на внутреннем рынке труда определяется Правительством КР и утверждается ЖК КР, –требует комплексного пересмотра, учитывая дефицит работы для самих граждан КР.

Уполномоченный государственный орган в области миграции (Министерство труда, миграции и молодежи КР) осуществляет распределение квоты на трудовую миграцию среди работодателей, привлекающих иностранных граждан и лиц без гражданства с целью трудоустройства в КР, с учетом их вклада в развитие экономики республики и приоритетного права граждан КР на занятие вакантных мест – в данном случае приоритетные права граждан КР, не соблюдаются. Ежегодное Постановление Правительства КР «Об определении квоты на трудовую миграцию по отраслям экономики и регионам КР на 2015 год», полностью пересмотреть и сократить до придельного минимума (в районе 80-90%), с учетом приоритетного права на трудоустройства граждан КР.

Статья 8. данного закона, Порядок въезда трудящихся-мигрантов также требует изменений в пункте – Иностранные граждане, прибывшие в КР по частным делам, а также с деловыми целями, на учебу и в качестве туристов, не могут быть трудоустроены на территории КР, кроме случаев, предусмотренных законодательством КР, – немало иностранных граждан, которые весьма успешно используют студенческие визы для осуществления своей деятельности в КР. В этом контексте представители учебных заведений, предоставляющие право на обучение иностранным студентам и представители органов внутренних дел допускают халатность, т.к. многие так называемые студенты фактически не посещают занятия.

Статья 10. данного закона, Особенности въезда в КР для трудовой деятельности отдельных категорий работников требует изменений. КР стимулирует въезд на свою территорию иностранных граждан и лиц без гражданства, инвестирующих в экономику страны, создающих на ее территории иностранные предприятия и предприятия с иностранным участием (дополнение – «с учетом 7 статьи данного Закона – приоритетного права граждан КР на занятие вакантных мест, особенно для местного населения, не менее 90% от штатного расписания в предприятии).

В Статью 26. Ответственность хозяйствующих субъектов, в части «хозяйствующие субъекты, допустившие нарушение установленного порядка привлечения иностранных граждан для работы в КР, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством КР», дополнить не административной ответственностью, а заменить ее на уголовную.

В части этой же статьи – «хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность, связанную с привлечением иностранной рабочей силы в КР, которые ввели в заблуждение трудящихся-мигрантов и представили в уполномоченный государственный орган в области миграции ложные сведения о характере трудовой деятельности, лишаются права на осуществление этой деятельности и привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством КР» – также заменить административную ответственность на уголовную.

В статье 27. Ответственность трудящихся-мигрантов. «Иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в КР и осуществляющие трудовую деятельность без соответствующих разрешительных документов, выдаваемых уполномоченным государственным органом в области миграции, подлежат административному наказанию в соответствии с законодательством КР» – заменить на депортацию без права въезда на 5 лет.

В статье 28. Предотвращение незаконной трудовой миграции. В части – «уполномоченный государственный орган в области миграции проводит мониторинг деятельности хозяйствующих субъектов КР, связанной с трудоустройством граждан КР за ее пределами, а также привлечением и использованием иностранной рабочей силы в КР», мониторинг заменить на контроль над трудоустройством граждан КР в хозяйствующих субъектах с участием иностранного капитала.

В Статью 29. Меры против вводящей в заблуждение информации. В части – «уполномоченный государственный орган в области миграции совместно с другими органами государственного управления принимает меры, направленные на предотвращение распространения информации, вводящей в заблуждение» – дополнить – предоставление полной открытой и доступной информации на информационных ресурсах о количестве предоставляемых квот иностранным рабочим силам в хозяйствующих субъектах КР, Уполномоченного государственного органа в области миграции для предотвращения распространения информации, вводящей в заблуждение (напр. полного списка юридических и физических лиц на сайте министерства в разрезе распределения в регионах и секторах экономики).

В целом, в данное время осуществление работодателями деятельности, связанной с привлечением и использованием иностранной рабочей силы в Кыргызстане, производится на основании разрешений на привлечение и использование иностранной рабочей силы, формально, порою даже без учета порядка определенной Правительством КР. Этому способствует круговая порука чиновников всех уровней, во всех госорганах, имеющих прямое или косвенное отношение к сфере привлечения иностранной рабочей силы на отечественный рынок труда. Огромные средства не поступают в бюджет из-за отсутствия объективной информации о характере работы, о реальной оплате и размерах заработных плат у иностранной рабочей силы. Кроме того формируется негативная масса недовольства кыргызстанцев по отношению к иностранцам, особенно к китайцам, для которых законы и порядки уже не писаны.

Если вялотекущие нерегулируемые никем миграционные процессы в Кыргызстане не взять под полный, тотальный контроль, то в недалеком будущем это вызовет конфликтные ситуации.

Тимур Саралаев, гражданский активист



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir