Ой Ордо
01.05.2024

Водные ресурсы Центральной Азии: фактор Афганистана

По оценкам экологов, строительство канала Куштепа в Афганистане приведет к изменению климата и, в конечном счете, к экологической катастрофе, рассказал доктор политических наук, заведующий кафедрой политологии и политической философии Дипломатической академии МИД РФ Сергей Жильцов.

Такой тезис он озвучил в рамках международной конференции: «Дефицит гидроресурсов в ЦА: пути решения водных проблем на региональном и международном уровнях», организованной Центром экспертных инициатив «Ой Ордо» в партнерстве с ОФ «Green Energy» и Советом по устойчивому развитию в условиях изменения климата при спикере ЖК КР.

«Проблема водных ресурсов в Центральной Азии обострилась в последние десятилетия, когда распался СССР. Образование новых независимых государств привело к столкновению интересов стран региона. Попытки решить данную проблему пока не дали своего результата .

В последние годы страны региона ведут переговоры, пытаясь решить водную проблему. Однако усилия центральноазиатских государств договориться осуществляются на фоне стремительного ухудшения ситуации с водными ресурсами. Их дефицит стремительно возрастет, вынуждая страны региона самостоятельно и без консультации с соседями принимать меры, которые бы снизили негативное влияние от нехватки водных ресурсов.

Нарастание кризисных явлений в водной сфере в Центральной Азии происходит на фоне активной политики Афганистана. Страна длительное время фактически не только не реализовывала водную политику, но и не участвовала в обсуждении проблемы водных ресурсов. Хотя имеет трансграничные водотоки со странами Центральной Азии.

После распада СССР интересы Афганистана в водной сфере игнорировались. Страны Центральной Азии вели переговоры и подписывали различные документы без участия представителей Афганистана, тем самым, не беря в расчет его социально-экономические интересы. Считалось, что страна, в которой сохраняется сложная внутренняя политическая ситуация и растет производство наркотиков, не будет проявлять интереса к водным проблемам. К подобному подходу страны Центральной Азии подталкивал и незначительный объем водных ресурсов, которая афганская сторона забирала из трансграничных рек.

В последние годы в странах Центральной Азии обсуждалась возможность увеличения Афганистаном отбора водных ресурсов из трансграничных рек. Однако до последнего времени данный сценарий рассматривался как маловероятный, и центральноазиатские страны в реализации своей политики практически не учитывали фактор Афганистана. Тем не менее, в последние несколько лет ситуация стала меняться. Афганистан стал уделять водным ресурсам повышенное внимание. В частности, Кабул стал разрабатывать, а затем и реализовывать планы, которые в конечном итоге должны увеличить отбор водных ресурсов из трансграничной реки – Амударьи.

Обсуждение постоянно возрастающего дефицита водных ресурсов в странах Центральной Азии получило новый импульс после начала строительства на севере Афганистана канала Куш-Тепа. Реализация проекта началась в марте 2022 года. Протяженность канала должна составить 285 км, при ширине 100 м и глубине в 8,5 метра. Проект должен быть реализован к 2028 году . Канал должен снабжать водными ресурсами сельскохозяйственные земли в провинциях Балх, Джаузджан и Фарьяб. Это должно обеспечить работой большое число жителей Афганистана. Считается, что строительство канала позволить провести орошение 555 тыс. гектаров земель в неплодородных районах. В результате, после введение канала в строй «площади орошения в Афганистане могут возрасти до 1 млн. га».

Противоречивая информация имеется относительно технических характеристик канала. «На участках канала с высокой фильтрацией предусмотрено пленочное покрытие». Однако будет ли осуществляться бетонирование дна канала, укрепляться берега или канал будет просто «прорыт» в земле – не известно. В случае отсутствия мер по укреплению берегов и дна значительная часть воды может просачиваться в почту, что приведет к значительным потерям водных ресурсов. Кроме того, в этом случае может происходить засоление и заболачивание орошаемых земель.

Много вопросов возникает относительно подачи воды. Машинный подъем воды потребует дополнительной электроэнергии, которой пока нет. Возможно «руководителей Центральной Азии это должно несколько успокоить». Однако эта успокоенность является обманчивой. Даже если Афганистан будет сталкиваться с трудностями по доставке воды на сельскохозяйственные площади, забор воды в канал нанесет сильный удар по странам Центральной Азии, прежде всего, Узбекистану и Туркменистану. Соответственно, отсутствие генерирующих мощностей не устранит угрозу обострения ситуации в водной сфере.

В итоге, после завершения строительства «потребление воды из Амударьи в Афганистане может вырасти с 7 км3 до 17 км3. Это станет особенно проблематичным для Туркменистана и Узбекистана, расположенных ниже по течению, так как они могут потерять до 15% оросительной воды из основной реки региона, что, в свою очередь, приведет к уменьшению посевных площадей. Однако туркменские экологи считают, что это не единственная причина для беспокойства. Канал несет опасности для самого Афганистана». По оценкам экологов, «строительство канала приведет к изменению климата и в конечном счете к экологической катастрофе».

Строительство канала может усилить дефицит водных ресурсов в регионе. Туркменистану и Узбекистану, которые расположены ниже по течению Амударьи, и так не хватает водных ресурсов. Строительство канала, который рассчитан «на забор воды в объеме 10 км3 приведет к дальнейшему ухудшению ситуации». Средний многолетний сток реки составляет 79 км3. В маловодные годы, которые в последние десятилетия бывают часто, сток Амударьи значительно снижался. Так, «в 2000 г. он составлял 41,7 км3, в 2008 г. – 34,9 км3, в 2012 г. – 45,4 км3». Так, «с июня 2022 года наполняемость бассейна Амударьи упала до 65-85% и оставалась ниже нормы до конца сезона» . В итоге, с проблемами столкнутся Хорезмская и Бухарская области, а также Каракалпакия.

Проблема с уменьшением стока Амударьи возникла давно. Разбор Амударьи начался с середины прошлого века, когда началось строительство гидроэнергетических объектов. Позже, с вводом в эксплуатацию в 1959 году, Каракумского канала, сток Амударьи уменьшился еще на 45% . В последующие десятилетия деятельность человека была дополнена климатическими изменениями, которые еще больше снизили поступление воды в Амударью.

Афганистан, проводя свою водную политику, действует без консультаций с другими странами региона. Подобный подход определяется тем, что после распада СССР Афганистан не участвовал в обсуждении водных проблем Центральной Азии, не имел с ними соглашений, которые был касались водных ресурсов. В частности, Кабул не участвовал в деятельности Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии стран Центральной Азии, в которой страны региона определяют квоты на водозабор из трансграничных водотоков – Амударьи и Сырдарьи.

Впрочем, и до распада СССР было подписано немного документов, которые регулировали использование трансграничных водных ресурсов между Афганистаном и соседними странами, в частности, с СССР. Так, Афганистан имел лишь ряд соглашений с СССР, которые задавали рамки взаимодействия сторон в водной сфере. «В 1946 году СССР и Афганистан подписали соглашение по Амударье, согласно которому последний имел право использовать до 9 км3 воды реки Пяндж из 19 км3 общего стока реки». Затем, в 1958 году был подписан договор между бывшим СССР и Афганистаном. Он включал часть «Правила пользования пограничными (пограничными) водами и главными дорогами, пересекающими линию государственной границы» . В документе 1958 года и подписанном к нему протоколу  были положения о совместном управлении Амударьей и ее притоками. Однако данные документы не содержали положений, которые бы определяли количественные параметры вододеления. Таким образом, в 1946 году , затем в 1958 году , а затем и в 1978 году были подписаны соглашения между СССР и Афганистаном, в которых речь шла только о границах и общих принципах сотрудничества.

Строительство канала может обострить ситуацию с водными ресурсами в государствах, которые расположены ниже по течению – в Узбекистане и Туркменистане. Поскольку отсутствуют правовые механизмы разрешения противоречий между странами, лежащими выше по течению, и странами, которые располагаются ниже, то это создает конфликтную ситуацию. При том, то Афганистан начал строительство в одностороннем порядке, не проводя консультаций со своими соседями.

К проблеме водных ресурсов центральноазиатские страны пытаются привлечь внимание внерегиональных акторов. В совместном заявлении Специальных представителей ЕС и стран Центральной Азии отмечалось, что «использование общих природных ресурсов должно учитывать потребности всех стран-соседей» . Речь шла о политике Афганистана в области использования трансграничных водных ресурсов. Подобное заявление отразило обеспокоенность ряда стран Центральной Азии планами Афганистана по строительству ирригационного канала Куштепа.

Много вопросов возникает относительно того, кому выгодно строительство данного канала. По данным афганской стороны стоимость проекта составляет 684 млн. долларов. Афганские власти заявляют, что строительство канала осуществляется за счет государственных средств. Однако учитывая, что страна находится в сложной экономической ситуации, строительство за счет собственных средств, учитывая масштабы проекта, выглядит маловероятным.

Существуют разные данные относительно участия внерегиональных акторов в реализации проекта канала. Есть сведения, что «имеет место китайское инвестирование, которые не афишируются». По другим данным, финансирование канала осуществляют через «офшорные фирмы компании Китая и ряд стран Запада» . Также появляются данные, что «инвестиции в проект поступают из Китая и Пакистана». Если это так, то «получается, что извне провоцируется нарастание конфликта стран Центральной Азии с Афганистаном». Так, Китай проявляет повышенный интерес к Афганистану и его природным ресурсам. «Амударьинская вода будет в немалом объеме потребляться в североафганских (вблизи границ с Туркменистаном и Узбекистаном) нефтепромыслах: с середины 2023 года их должны были осваивать компании КНР».

Проект строительства канала в Афганистане разрабатывался несколько лет. Технико-экономическое обоснование готовилось при «содействии американских институтов по развитию (USAID). Исследование проводится AACS Consulting в рамках проекта USAID «Укрепление управления водосбором и ирригацией» (SWIM), управляемого AECOM International Development, Inc./DT Global».

Страны Центральной Азии пытаются договориться с Афганистаном относительно дальнейшего использования водных ресурсов Амударьи. Однако сделать это достаточно сложно, поскольку, построив канал, Кабул будет забирать определенный дополнительный объем водных ресурсов.

Страны Центральной Азии имеют ограниченное количество рычагов влияния на Афганистан. К тому же водная проблематика рассматривается всеми сторонами: странами Центральной Азии и Афганистаном в контексте более широкой политики, которую они реализуют в отношении друг друга. Эта политика включает вопросы энергетики, сотрудничества в экономической сфере, вопросы безопасности. В свою очередь, в Афганистане понимают, что со строительством канала будут созданы не только возможности для получения дополнительного объема водных ресурсов. Афганистан станет располагать мощным рычагом влияния на страны Центральной Азии. В условиях, когда численность «климатических мигрантов» в мире постепенно возрастает под влиянием изменения климата, данный рычаг влияния может стать ключевым.

В последнее десятилетие обсуждаются идеи совместного управления водными ресурсами. Однако пока все ограничивается общими подходами, которые не получают своего практического воплощения. Пока страны Центральной Азии рассматривают возможности экономии водных ресурсов. Как отмечал первый заместитель министра водных ресурсов Узбекистана Азимжон Назаров, «неизбежно сокращение водопотребления, прежде всего, в сельском хозяйстве. Другого выбора нет, поскольку используется в этой отрасли 90% водоресурсов».

Существуют различные проекты, связанные с рациональным использованием водных ресурсов и применением водосберегающих технологий. Однако их реализация также требует значительных средств. По словам управляющего директора и партнера международной консалтинговой компании Boston Consulting Group (BСG, США) Игоря Алексеева, «если собрать все инициативы по водосбережению в Узбекистане, потребуются инвестиции в 10 млрд долларов» . Аналогичный объем финансовых средств нужен и другим странам региона. По оценкам эксперта, «наиболее приоритетными секторами для вложений, по сути, во всех странах региона являются: «внедрение водосберегающих технологий, бетонирование берегов оросительных сетей, накопление паводковых вод, реконструкцию водопоставляющих трасс, освоение подземных ресурсов воды».

Введение в эксплуатацию канала, примерно в 2027-2028 годах, может еще больше обострить ситуацию с водными ресурсами в Центральной Азии. Помимо таяния ледников в Киргизии и Таджикистане, что ведет к уменьшению стока, часть водных ресурсов будет забирать Афганистан.

Подобный сценарий приведет к обострению межгосударственных отношений, что повлечет за собой ряд негативных процессов. Будет ухудшаться социально-экономическая ситуация, связанная с нехваткой воды. Дефицит водных ресурсов повлечет обострение экологических проблем, с которыми уже в настоящее время сталкиваются страны региона. По данным ООН, «страны региона ежегодно теряют 1,75 млрд. долларов из-за плохой координации использования водных ресурсов и в перспективе, через 30 лет, нехватка пресной воды в Центральной Азии приведет к падению ВВП в регионе на 11%» .

Строительство канала обострит геополитическую ситуацию в регионе, привнесет дополнительную напряженность в отношения стран Центральной Азии и Афганистана. Регион, который в последнее время постоянно сталкивается с дефицитом водных ресурсов, может превратиться в очаг напряженности. «Борьба за каждый кубометр воды в странах Центральной Азии, если она начнется, будет жесткой, а начаться борьба может очень скоро».

Страны Центральной Азии и без фактора Афганистана имеют сложные отношения друг с другом в водной сфере. Единство региона в основном существует на бумаге. Экономическое взаимодействие между странами Азии незначительное. Соответственно, водная проблематика уверенно занимает первое место среди проблем, которые будут влиять на развитие Центральной Азии. При этом политика внерегиональных акторов фактически провоцирует сохранение сложных межгосударственных отношений между центральноазиатскими странами, а в перспективе, усиление напряженных взаимоотношений между Афганистаном и Центральной Азией», - говорится в докладе С. Жильцова.

Наталья Лобанова

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320